В Банк международных расчетов (BIS) представила новый индекс проекта цифровой валюты центрального банка (CBDC) (CBDCPI), согласно которому страны с более высоким уровнем использования мобильных телефонов и более высоким инновационным потенциалом имеют более высокие шансы на его внедрение.

Индекс появился после того, как BIS изучил межстрановые драйверы розничного и оптового развития CBDC с подробной информацией о проектах Народного банка Китая (PBoC), Банка Канады и Sveriges Riksbank, для чего он отмечает, что проект PBoC находится на самой продвинутой стадии из всех существующих проектов CBDC, хотя и не использует технологию блокчейн.

В нем упоминаются усилия по развитию в Китае, начатые еще с 2014 по 2019 год на пилотное исследование Цифровая валюта и электронные платежи (DC / EP) проект, реализация которого в 2020 году была подтверждена в Шэньчжэне, Сучжоу, Чэнду, Сюнъане и в «Офисном районе Зимних Олимпийских игр 2022 года» в Пекине. Он отмечает введение CBDC в Китае в условиях высоко оцифрованной экономики и широкого использования частных цифровых платежных услуг, что «может иметь далеко идущие последствия» для самой густонаселенной страны и второй по величине экономики мира.

Ожидается, что CBDC Китая станет удобным дополнением к M0, которое включает банкноты и монеты, а также депозитные счета в центральном банке и наличные деньги для использования в онлайн-транзакциях, но не предназначено для полной замены физических наличных денег. BIS также ожидает, что это внесет больше разнообразия в существующую дуополию мобильных платежей Alipay и WeChat Pay, которые в совокупности контролируют 94% рынка мобильных платежей.

Рабочий документ № 880 включает анализ позиции в отношении выпуска из 16000 выступлений должностных лиц центрального банка и вывод BIS о том, что розничные CBDC с большей вероятностью будут развернуты там, где есть более крупная неформальная экономика, в то время как оптовые CBDC подойдут для более развитых стран с более высоким финансовым развитием.

Помимо выделения движущих сил, технологий и подходов к политике, в документе также рассматривались технические разработки, исследуя, как центральные банки вовлекают частный сектор в свою разработку CBDC, используя традиционную инфраструктуру или инфраструктуру на основе DLT, выбирая доступ на основе учетной записи или сохраняющие конфиденциальность токены. и ориентированы ли они на внутренние или международные платежи.

В нем отмечается, что такие события, как пандемия Covid-19, подчеркивают ценность доступа к различным средствам оплаты и необходимость того, чтобы любой способ оплаты был инклюзивным и устойчивым к широкому спектру угроз, как и наличные деньги, почему проекты CBDC различаются в разных странах по своей мотивации, экономическому и техническому дизайну.

«В странах, где цифровые платежи уже очень развиты, а использование наличных денег сокращается, центральные банки могут отреагировать, в частности, для обеспечения постоянной доступности платежных средств, предоставляемых государственным сектором», — говорится в сообщении. «В странах с низким уровнем проникновения цифровых платежей финансовая доступность может быть важным фактором. Выбор архитектуры, инфраструктуры, доступа и взаимосвязей будет адаптирован к местным условиям ».

Между тем, некоторые выявленные ключевые общие черты включают в себя то, что ни один из рассмотренных проектов не предназначен для замены денежных средств, а для их дополнения; в большинстве из них все еще играют важную роль посредники — хотя потенциально параллельно с прямым предоставлением некоторых услуг центральными банками; ни один из них не придерживается косвенной модели, в которой CBDC — это требование к посредникам, а не к центральным банкам.